Г.Я.Мокеев.
Храм св. Василия Блаженного
«Проводили боярина с письмом (посланием Лжедмитрия) через всю Москву до главной церкви, называемой «Иерусалим», что у самых Кремлевских ворот, тоже называемых по этой церкви «Иерусалимскими».
Конрад Буссов, 1605 г.
Все называют эту церковь храмом св. Василия Блаженного, по прозвищу знаменитого московского юродивого, прихороненного к храму в 1588 году в особом приделе. Под необычным названием главной церкви скрывается великое многообразие форм и содержания святыни. О символике архитектуры самого чудесного храма Руси и пойдет здесь речь.
храм Василия Блаженного (Покровский собор)
храм Василия Блаженного (Покровский собор)
храм Василия Блаженного (Покровский собор)
храм Василия Блаженного (Покровский собор)
Г.Я.Мокеев. храм Василия Блаженного
Г.Я.Мокеев. храм Василия Блаженного
Г.Я.Мокеев. храм Василия Блаженного
Г.Я.Мокеев. храм Василия Блаженного
ОБЕТНЫЙ ПАМЯТНИК ПОБЕДЫ. К середине XVI века русское православное царство попало в страшную беду, — оказалось в окружении «полумесяца» из пяти мусульманских татарских ханств: Казанского, Астраханского, Крымского, Большой и Малой Ногайских орд. Татары поочередно, а чаще, объединяясь, нападали с разных сторон на Русскую землю. В 1552 году царь Иван Васильевич Грозный разрушил смертоносный «полумесяц», — разгромил Казанское и Астраханское царства, избавил русский народ от порабощения. В случае воинской удачи он пообещал построить в Москве памятник победы. И вот.
В Пискаревском летописце под 1560 годом записано: «О Троице на Рву... Повелением царя Ивана зачата делати церковь обетная.., еже обещася во взятье казанское: Троицу и Покров и семь приделов, еже имянуется «на Рву». А мастер был Барма с товарищи. И прииде царь на оклад той церкви с царицею Настасиею и с отцем богомольцем Макарием митрополитом; и принесоша образы чюдотворные многая.., и стали молебны совершати и воду святити. И первое основание сам царь касается своима руками...».
Памятник был построен в виде градоподобного храма. Он был составлен из 9 приделов-церквей, посвященных святым победных дней эпопеи взятия Казани. Имени святой Троицы посвятили главный восточный алтарь собора, а, следовательно, и весь собор. На планах Москвы XVII века он указан как «Троицкий». «Троицкой» называлась также площадь возле храма-памятника. Празднику Покрова Пресвятой Богородицы посвятили средний шатровый придел собора, — в день Покрова состоялся победный штурм Казани. Другие событиям эпопеи были посвящены остальные приделы собора.
Обетный храм-памятник возвели первый русский царь Иван Грозный, св. митрополит Макарий и гениальный зодчий Постник Яковлев по реклу «Барма».
ПРЕСТОЛ ТРОИЦЫ И НАПРЕСТОЛЬНАЯ СЕНЬ. «Храм есть Престол» — писал св. Симеон Солунский. Храм св. Василия Блаженного представляет собой плотную группу из 9 столпообразных храмов, поставленных «на едином основании» и «обвязанных» единой галереей. «Народное диво» (Иван Забелин), «ультронациональное произведение» (немецкий исследователь Куглер) — было «набрано» из 4-х типов русских православных храмов («совокупность типов», И. Забелин).
— шатровый храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит в центре собора, составляя его вертикаль. Видимый отовсюду придел явился причиной наименования всего собора «Покровским на Рву». На соборе имелось еще несколько шатров. Шатровые деревянные церкви с древности, а каменные с середины XVI века стали вместе с шатровыми колокольнями знаковыми культовыми постройками русской национальной архитектуры.
— четыре ярусных восьмигранных
храма, подобных новгородской Часозвоне или столпу Ивана Великого в Кремле, стоят «по кресту» относительно среднего шатрового придела. Ярусные деревянные и каменные храмы были широко распространены на всей Руси..
— четыре огненных храма стоят «по диагональному кресту». Огненные храмы с кокошниками наверху (символами огненных небесных сил) стали также широко распространенными типами московских храмов именно с середины XVI века.
— наконец, храм Василия Блаженного — многлавый. Он имел после строительства в XVI-XVII веках 25 верхов-глав: 9 на главных приделах, 8 маленьких главок — в основании шатра Покровского придела, 4- на Входоиерусалимском приделе и 4 на приделе-звоннице. Многоверхие-многоглавые храмы зародились в Киеве еще при крещении Руси в X веке и с тех пор стали знаковыми храмами русской цивилизации (о четырех типах русских храмов, из которых составлен храм св. Василия Блаженного смотри предыдущие номера журнала).
25 верхов-глав собора Святой Троицы на Рву символизировали 25 небесных престолов Судей человечества, которые должны явиться во Второе Пришествие Христа, на Страшном Суде в конце Света. Храм св. Василия Блаженного создавался как памятник Апокалипсису!
ВЫШНИЙ ХРАМ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ. Павел Алеппский в середине XVII века назвал собор «на Рву» — церковью «Святой Троицы и Вербного Воскресения». Во втором наименовании он прямо указал на главную сокровенную причину ее посвящения празднику «Входа Господня в Иерусалим» (Вербного Воскресения) и даже ее появления. Оказывается, церковь была рассчитана не на внутреннее, а на наружное, внешнее богослужение.
С появлением церкви снаружи возник другой, особый «Вышний храм под открытым небом» для массовых молитв всего народа столицы. Сама церковь в этом «поднебесном всенародном храме служила символически Святым Престолом Москвы, получив облик огромной градоподобной Напрестольной сени — Иерусалима (Сиона). Лобное место (Голгофа) перед ним превратилась в амвон. Пространством для молящихся москвичей была Священная Троицкая площадь (южная половина нынешней Красной площади). Святыми Царскими вратами стали Фроловские (Спасские) ворота Кремля, называемые в этой связи «Иерусалимскими». Перед всеобщими молебнами народа сюда из Успенского собора Кремля крестным ходом приносятся наиболее чтимые иконы и «пришед на Лобное место, ставятся с образы на два лика как на крылосе» (наподобие иконостаса).
Множество великолепных сцен разворачивалось на Священной Троицкой площади Москвы во время церковных празнеств. «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу...» Наши благочестивые предки при пении сего стиха все повергались на землю, даже сами Боговенчанные Всероссийские Государи.
1669г. «Царь, сопровождаемый всеми боярами и дворянами... отправляется в церковь, называемую «Иерусалимом». Неподалеку от церкви царь восходит на одно плоское возвышение (Лобное место) и молится. Потом вступает в церковь и через час возвращается оттуда, держа в правой руке поводья патриаршего коня... Патриарх сидит боком на коне, держит в руке богатый крест и благословляет народ... Бояре и дьяки несут вербы. Большой отряд войска лежит, распростершись лицами к земле... Между тем все оглушены гудящими колоколами, потому что здесь колокола самые большие на свете» (С. Коллинс).
Крестный ход на праздник Вербного Воскресения к Святой Троице (и в другие Великие праздники) символизировал ход Вселенской церкви-народа (как Церкви Святых) в небесный Град Иерусалим, который должен произойти в будущем к Небесному Престолу Святой Троицы в Судный день при Втором Пришествии Христа.