М.П.Кудрявцев. О неповторимых образах древних русских городов
Каждый древнерусский город был частью "Домостроительства Божия" и образом уподоблялся естественному покрову Земли...

О неповторимых образах древних русских городов, живых свидетелей минувших столетий, рассказывает историк архитектуры и художник Михаил КУДРЯВЦЕВ.
Древний город, подобно старому, умудренному жизнью человеку, несет в себе и красоту мудрости, и раны тяжких испытаний, в болезни, сопутствующие преклонному возрасту. Как опытный врач видит скрытые недуги и их причины, так и, историк архитектуры, идя по улицам города, способен увидеть и понять по неуловимым, одному ему известным признакам жизнь и судьбу каждого старого дома - его переделки и перестройки, болезни конструкций и материалов.
У историка архитектуры никогда не повернется язык сказать, глядя на неказистый облупленный домик: "Да кому нужен этот хлам? Снести и построить новый!" Ему ведь хорошо известно, что умелые руки мастеров-реставраторов могут возродить древнее строение во всей его красоте и сложности, что именно в этих свидетелях минувших столетий хранятся частицы наследия нашей духовной культуры, целостный образ которой, подобно живому древу, прорастает через наслоения эпох.
* * *
Образы древних русских городов неповторимы, как люди. В градостроительной науке существует несколько принципов их классификации, которые позволяют объединить эта города в большие группы по сходным признакам, как-то: по местоположению главной крепости (на мысу, на берегу большой реки или озера, в междуречье и т.д.); по очертанию (круглый, квадратный, полукруглый и пр.); по системе планировки улиц, и т.п. Но даже внутри этих групп нет стандартного сходства.
Много обстоятельств влияет на сложение образа, присущего тому или иному древнему городу, но самые главные, неповторимые - это природный ландшафт, осваиваемый городской общиной; ее "творческое лицо", которое воплощается в своеобразии архитектурных школ, присущих различным землям и городам, и, наконец, символическая композиция города - содержание и смысл его образа.

Как каждый народ, сформировавшийся со своими религиозными воззрениями в определенной географической среде, представляет собой "ипостась человечества" (говоря словами о.Льва Лебедева), так и городская община, объединенная единой верой, единым укладом жизни и природной средой, суть "ипостась своего народа".
Вязьма. XVII век. Художник М.Кудрявцев
Разумное и ненасильственное освоение и преображение природной среды городом полностью зависит от мировоззрения живущей в нем общины. С древнейших времен в русском народе складывалось любовное отношение к Земле-Матушке, дающей людям пропитание, кров и силу. Православное христианское мировоззрение только укрепило и придало духовную глубину этому отношению к природе: Земля и все сущее на ней - суть творения Господа, а человек - венец творения, образ и подобие Его. А посему вся деятельность людей на Земле должна быть сотворчеством промыслу Божьему, то есть направлена на созидание и приумножение красоты и гармонии, а не на их разрушение.
Поскольку рельеф местности - выразитель всех составляющих природного ландшафта: климата, коренных пород, водных бассейнов, флоры и фауны и т.д. - именно связь построек, улиц и дорог города с рельефом отражает суть отношения людей к окружающей их природе.
Каждый древнерусский город был частью "Домостроительства Божия" и образом уподоблялся естественному покрову Земли, отчего становился как бы естественным ее развитием, неотделимым от природы. В древних русских городах почти никогда не застраивались низкие пойменные террасы рельефа, сохранялись заливные луга. У кромки воды, будто водолюбивый ивняк, стояли лишь небольшие баньки, мостки, лодочные причалы. Городская застройка начиналась там, где обычно растет хороший крепкий лес - на ровных верхних террасах и изломах рельефа. Храмы занимали самые выразительные его точки - гребни крутых холмов, бровки берегов долин. Церкви, подобно могучим соснам и елям, удерживали оползневые склоны благодаря конструкциям свайных фундаментов, сходным с корневой системой дерева. Главные улицы города и дороги прокладывались вдоль естественных направлений рельефа. Эти правила соблюдали и при строительстве городских укреплений.
Истоки своеобразия архитектуры разных русских земель и местностей не имеют очевидной для нас начальной точки. Архитектурные школы, сложившиеся в Новгородской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Смоленской, Московской и других русских землях, росли словно большие и многоплодовитые древа, питаясь соками своей земли.

Неповторимые особенности природы и климата, местные строительные материалы: псковский плитняк, новгородский ракушечник, владимирский белый камень, московский кирпич придавали особый характер архитектурной плоти. Свойства характера, темперамента, вкусов тех самых "ипостасей народа", которые, складываясь сами, вбирали в себя множество ролов и племен, живших на этих же землях, одушевляли эту плоть, заставляли ее говорить с миром языком образов. Единство веры в народе рождает и единство воззрений. Но при этом местный язык образов, отражающих эти воззрения, может различаться так же, как диалекты одного языка, как разные напевы песни с одними словами. Так по характерным очертаниям шлемовидных или луковичных глав, пропорциям шатров, формам крыш, цветовому строю, обилию изразцов или золота, по аскетичной строгости или узорочью деталей мы и сейчас легко узнаем образы тех или иных древних русских земель.
Кремль Димитрия Донского. Москва, XIV век. Художник Г. Мокеев
Каждая земля рождала свое откровение о Храме. И это очень хорошо понимали зодчие, когда приходили строить в иную землю. Из каких только княжеств не приглашала Москва мастеров - из Пскова, Новгорода. Костромы, Ярославля, Владимира... И они создавали новые, непохожие на свои родные, образы московского зодчества. Псковичи, например, строя в Кремле Благовещенский собор, лишь в скромном узоре треугольных "бегунцов" (кирпичных узоров) и полукруглых нишек на шеях глав оставили знак своей земли.
В первопрестольной понимали важность сохранения образов древних святынь, которыми изобиловали русские земли. Так, еще в XV веке столичный зодчий и скульптор Василий Дмитриевич Ермолин произвел первые известные в нашей истории реставрационно-восстановительные работы в Переславле-Залесском, Владимире, Юрьеве-Польском. Именно благодаря В.Д.Ермолину, собравшему вновь, хотя и не на полную высоту, рухнувший Георгиевский собор XII века в Юрьеве-Польском, это чудо белокаменной резьбы сохранилось до наших дней.

Кремль. Владычный остров. Новгород Великий. XVII век. Художник Г.Борисевич

Неревский Кром с дубовой Софией.Новгород, X век. Художник Г.Борисевич.
По летописным документам хорошо известно, как жители Великого Устюга оберегали древний традиционный образ городского Успенского собора пятишатрового, "о 20-ти стенах", шесть раз отстраивая его заново после пожаров на протяжении трехсот лет. И когда в конце XV века, после очередного пожара, устюжане обратились за помощью в Москву, Великий князь Иван III повелел ростовским мастерам поставить на Устюге церковь, "такову же, какова была".
Строя храмы, монастыри, возводя крепости, русские люди решали не только житейские проблемы. В православном христианском сознании каждая крепость - не только ограда от иноземных войск, но и освященная церковным чином "нерушимая стена", защищающая мирную жизнь людей и их духовное согласие от "духов злобы поднебесных". Каждый храм - не просто дом молитвы, но "огненный столп", до неба достигающий, "лествица", по которой невидимо ангелы сходят от Престола Божия на Землю и поднимаются к Отцу Небесному, Так возникал в представлении людей умозрительный образ духовной сути города. Он очень точно отразился в древнерусской картографии и иконографии.
В миниатюрах Царственного Летописца XVI века изображения русских городов приведены часто к символическому знаку - собор и стена. Именно эти две составляющие города: святыня и ее ограда - служили основой тех символических композиций древнерусских городов, которые были обнаружены нами при изучении Киева, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Белозерска, Кашина и других городов. А наша древняя столица - это вершина воплощения в градостроительстве образных символических структур.
Подробно о символической композиции Москвы XVII века М. Кудрявцев рассказывал в нашем журнале (см."Город чудный, город древний" - "Социум" № 4, 1991 1.)
В других городах Руси мы находим самые разнообразные символические композиции, и простейшая из них - крест. В городах, имеющих форму, близкую к кругу, полукругу или квадрату, композиция, основанная на кресте осей, развивается легко и естественно. Даже самый маленький город в укреплениях которого возник храм, получает осевой крест: от храма к воде (на "Иордань" - помост для водоосвящения) и вдоль берега.
При дальнейшем развитии города этот изначальный крест осей часто закрепляется в Композиции и планировке крестообразным расположением ворот и направлением связанных с ними улиц и дорог, строительством новых храмов. Город как бы осеняется Крестным Знамением. Как основа построения композиции города применялись и некоторые геометрические фигуры, имеющие в христианском искусстве символическое значение: квадрат, круг, треугольник, шестигранник. Так, квадрат - символ "твердости веры" и стен Небесного Града - чаще всего служил идеальной моделью построения стен городов и особенно монастырей.

Центр Киева.XI век. Слева направо: Георгиевская церковь; Успенская десятинная церковь (вдали); Ворота Киевской Митрополии; Святая София Киевская. Художник Г.Мокеев

Святой город Владимир в конце XII века (центр с Успенским и Дмитровским соборами). Художник М.Кудрявцев

Каждый город, независимо от величины и чина, славился своими святыми, чудотворными иконами, чтимыми престольными праздниками. В соединении с символическим смыслом архитектурного образа они создавали неповторимые явления духовной культуры, становясь общерусскими святынями, к которым не применимо понятие "провинциальности".
Углич. XVII век. Художник М.Кудрявцев
Престольные праздники, дни памяти всенародно чтимых святых собирают множество паломников со всех концов страны, из разных городов и земель. Так местные духовные откровения становятся достоянием многих, так множество образов, сохраняя свое неповторимое лицо, сливается в единую культуру.

Град Слободка. XII век. Художник Г. Борисевич

Покровские ворота Скородома. Москва, XVII век. Художник М.Кудрявцев
Понимание глубокого символического содержания композиций древних русских городов определило и наш подход к реконструкциям их исторических образов. Мы пытаемся соединить в этих реконструкциях строгую научную достоверность с той красотой земных образов, которой достигали мастера, воплощая Небесные идеалы.
Реконструкция каждого города основывается на точной топографии местности, на всех известных в настоящее время археологических, иконографических и письменных источниках, позволяющих документально восстановить архитектурный облик храмов, монастырей, дворцов, жилых домов и укреплений, цветовой строй ансамблей
Не менее важен и выбор панорам и видов, которые восстанавливаются наиболее достоверно, не требуют большого домысливания, наиболее полно и ярко отражают неповторимый облик каждого города, сокровенный смысл его композиции. В наших реконструкциях нет жанровых сцен и бытовых деталей, которыми изобилует повседневная жизнь города. Есть только древняя архитектура и природа. Но они, может быть, даже достовернее, чем любые жанровые сцены, раскрывают нам те сокровища духовной жизни Древней Руси, которые жили в душах наших предков, составляя их Веру и ничем неразрушимую Надежду.